Исаакиевский собор — символ Санкт-Петербурга

Исаакиевский собор — символ Санкт-Петербурга

Исаакиевский собор является одним из символов Санкт-Петербурга. Собор расположен на Исаакиевской площади и является одним из самых посещаемых туристами мест.

Краткий экскурс в историю

В 1710 году по распоряжению императора Петра I на месте нынешнего храма неподалеку от Адмиралтейства была возведена деревянная церковь, которая была названа в честь византийского монаха Исаакия Далматского. Точнее будет сказать, что под церковь перестроили уже существовавшую на том месте чертежную при морском ведомстве. А спустя 2 года в церкви произошло венчание великого царя Петра I и Екатерины Алексеевны.

Спустя несколько лет в 1717 году самодержцем было принято решение обустроить город каменными соборами и церквями, и первой, подвергшейся модернизации, была церковь Исаакия Далматского – император собственноручно заложил первый камень нового здания. Строительство храма продолжалась в течение 10 лет, в течение которых поменялось 3 архитектора.

Изначально храм был заложен на том месте, где сейчас находится скульптура «Медный всадник», что было крайне неудачным инженерным решением ­ – грунт под фундаментом здания постоянно размывался Невой. Регулярные огромные финансовые затраты на поддержание и ремонт храма заставили городские власти искать другое место для возведения святыни, и уже в 1761 году соответствующий указ вышел в свет. Но он был одобрен лишь спустя 2 года уже царствовавшей тогда на престоле императрицей Екатериной II.

Согласно проекту, новый храм должен был представлять из себя огромное здание с 5 куполами и колокольней. Но смерть императрицы смешала все планы – по сильно упрощенному проекту был построен собор с одним куполом и невысокой колокольней.

Храм был освящен лишь в 1802 году, из-за того, что во время его строительства сменилось 3 самодержца, это наложило отпечаток на внешнем виде здания, которое сильно диссонировало с общим видом города на Неве. В связи с этим 1809 год был ознаменован началом нового проекта строительства храма.

Лишь спустя долгие 9 лет был одобрен проект нового здания, автором которого являлся французский инженер Огюст Монферран. Сохранение пилонов под куполом и роскошной части алтаря – было главным условием при строительстве. Собор практически полностью поменял свой облик – теперь в нем был главный центральный купол в окружении четырех поменьше, а также высокая колоннада. Храм освятили в 1858 году.

Внешний облик собора

Собор входит в четверку самых крупных в мире. На площади в 4 тыс. кв. м. может вместиться до 12 тысяч человек. Возведенный в стиле классицизма, неоренессанса и византийского направления собор украшен 112 колоннами из цельного гранита, общий вес которых составляет 114 тонн, а высота свыше 40 метров. Облицовка стен выполнена из светло-серого рускеальского мрамора. Каждый из четырех фасадов украшен потрясающими скульптурными сюжетами.

Сюжет северного фасада представляет собой сцену воскресения Христа, а фронтоны украшены фигурами трех апостолов Павла, Иоанна и Петра. Двери и ниши выполнены в виде рельефных изображений святых и некоторых библейских событий.

Барельеф западного фасада отражает события встречи Исаакия Далматского с императором Феодосием, что являлось олицетворением единства земной и небесной властей. Также фасад содержит барельефные скульптуры Христа и апостолов Варфоломея, Марка и Фомы.

Библейская история поклонения волхвов послужила темой для создания барельефа на южном фасаде – в центре находится, сидящая на троне Мария с младенцем на руках, а вокруг застывшие в поклоне волхвы. На фронтонах расположены скульптуры апостолов Филиппа, Матфея и Андрея.

На восточном фасаде, выходящий прямо на Невский проспект, изображена встреча Исаакия Далматского и императором Валентом. Согласно преданиям, святого, желающего спасти от неминуемой гибели византийского царя и преградившего ему путь, заключают в кандалы и отправляют в тюрьму. На фронтонах можно увидеть фигуры апостолов Симона, Луки и Иакова.

В главном куполе собора находятся 24 окна, а нижняя часть купола окружает потрясающая колоннада из 24 цельных гранитных колонн, а посередине купола находится балюстрада с 24 ангелами, отлитых из бронзы.

Внутреннее убранство собора

Для внутренней отделки Исаакиевского собора использовали около 2 десятков видов поделочного и декоративного камня. Возможно именно по этой причине храм считают музеем цветного камня.

Для росписи стен и сводов были привлечены лучшие художники той эпохи, среди них Карл Брюллов и Тимофей Нефф. Именно кисти Брюллова принадлежит знаменитая «Гибель Помпеи», а при росписи купола знаменитый художник сильно заболел, и, после безуспешного лечения за рубежом, скончался.

Знаменитые русские мастера-мозаичисты приложили много стараний при оформлении стен храма. Сами стены были облицованы мрамором, а колонны отделаны уральским малахитом. При возведении колонн царских врат использовали афганский лазурит, что само по себе является поистине уникальным случаем – до этого нигде в мире лазурит в таких объемах не применялся.

В силу неблагоприятного петербургского климата краски на картинах сохранялись очень плохо, поэтому по указу Николая I начались работы по замене живописи мозаикой. Работы начались в 1851 году и продолжались до 1917 года. К слову, работы закончены полностью так и не были.

Отдельно стоить упомянуть витраж – элемент для русской церкви абсолютно нетипичный, и нигде кроме Исаакиевского собора не встречающийся. Но с подачи немецкого архитектора Лео фон Кленце и с одобрения императора Николая I, а также после получения специального разрешения Священного Синода было принято решение – витражу в Исаакиевском соборе быть!

Витраж был расположен в алтаре за царскими вратами. Во время службы врата распахивались, и перед изумленными прихожанами появлялся образ сына Божьего Христа, спускающегося на грешную землю с небес. Благодаря хитрости служителей церкви, которые расположили за витражом газовые горелки, изображение на витраже в сполохах огня казалось живым.

У всех, кто хоть раз посетил Исаакиевский собор возникает трепетное чувство перед величием его куполов и колоннады, а роскошь и красота его внутреннего убранства не могут никого оставить равнодушными. Несомненно, Исаакий – это больше чем музей или собор, это олицетворение духовной силы Российской империи того времени, и символ современного Петербурга.

Исаакиевский собор — символ Санкт-Петербурга
Оцените эту запись